Рис. 7.
Описание сигналов в группе 7 на рис. 4:
1 — Выпущен щиток.
2 — В левом баке маньше 15 л.
3 — Стружка в маслоотстойнике.
    4 — Генератор выключен.
    5 — В правом баке меньше 15 л.
    6 — Триммер нейтрально.

        Редко в каком НЛО можно встретить более 10 тумблеров. В отличие от летательных аппаратов инопланетян перед тем, как запустить двигатель такого относительно простого самолета, как Як-18Т, надо переключить 22 переключателя и повернуть множество рукояток.

Запрещается находиться
в плоскости вращения винта.
Неизвестный автор

            Наружный осмотр самолета
        Уже было много случаев, когда люди, неосторожно заглянув в сопло аннигиляционного двигателя ГКУ-М были плазмированы самозапустившимся мотором. Воздушный винт самолета Як-18Т тоже представляет собой известную опасность. Вообще на аэродроме надо сторониться воздушных винтов. Перед тем, как начать наружный осмотр самолета, надо заглянуть в кабину и убедиться в том, что двигатель сам не включится. Тут следует напомнить, что винт нельзя вращать рукой, если температура головок цилиндров выше 80°С. Были случаи самозапуска двигателя при такой температуре.
        В кабине следует убедиться, что:
— АЗС аккумуляторной батареи выключен;
— АЗС зажигания (пусковой катушки) выключен;
— переключатель магнето (5 на рис. 3 и 2 на рис. 6) находится в положение 0;
— температура головок цилиндров меньше 80°С.
          Из всех аэродинамических поверхностей управлени самолетом наиважнейшей является руль высоты. Надо убедиться в том, что в его соединениях со стабилизатором нет люфтов, он свободно отклоняется руками, вместе с ним перемещаются оба штурвала.

            Подготовка систем к запуску двигателя
        Как изветстно, простейший аннигиляционный двигатель ГКУ-М запускается от единственного переключателя «ГКУ-М вкл. — ГКУ-М выкл.» Более архаичный мотор М-14П «оживить» гораздо сложнее.
        Поставьте педали в нейтральное положение и законтрите нажатую ручку тормоза.
        Настройте РПО на высокие обороты.
        Для быстрого разогрева двигателя и масла закройте створки капота и заслонку маслорадиатора.
        Поверните рукоятку ручного бензонасоса направо. Дайте команду механику провернуть винт три раза. Пока механик проворачивает винт, закачайте в смесесборник четыре шприца бензина. Цилиндры двигателя засосут в себя топливо-воздушну смесь. При последующем воздушном запуске двигателя сжатый воздух, поступающий из распределителя, будет смешиваться с парами бензина в цилиндрах.

        Как и для любого ДВС, для запуска М-14П нужны три условия:
Электричество.
Топливо.
Внешняя раскрутка.
            Включение электрической системы
        Нам нужно включить электричество, чтобы:
1. Запустить двигатель, включив катушку зажигания,
2. Следить за приборами двигателя, переговариваться через самолетное переговорное устройство (СПУ) и радиостанцию с руководителем полетов. При работающем двигатете без СПУ в кабине ничего не слышно.
Переключатели и АЗС электрической системы собраны на двух панелях — левой и правой. Большинство выключателей и АЗС на этих панелях выключены, когда находятся в положениии «вниз», и включены, когда находятся в положении «вверх». Исключение — переключатели аккумулятора и фары. В верхнем положении переключатель аккумулятора включает аккумулятор, в среднем положении выключает, а в нижнем положении переключает сеть на питание от аэродромного источника. В верхнем положении переключатель фары включает ближний свет, в нижнем — дальний, а в среднем выключает фару. Перед включением электропитания нужно подать команду механику: «От винта!» и получить от него ответ: «Есть от винта!». Перед запуском двигателя переключатели АЗС включают в следующей последовательности:
1 — аккумуляторную батарею.
2 — АЗС генератора.
3 — АЗС зажигания.
4 — АЗС приборов двигателя.
5 — АЗС СПУ.
6 — АЗС СПУ.
Т. е. переключатели Л1, Л2, Л3, Л5, Л9 и Л10.
Аккумулятор считается исправным, если создает напряжение 24 — 26 В. Чтобы узнать это напряжение, нажмите на кнопку вольтметра 21 на рис. 4.
            Топливная система
        Посмотрите на датчике 26 на рис. 4 суммарное количестве топлива и в каждом баке отдельно. Для получаса полета вам понадобится не менее 25 л топлива + 23 л аварийного запаса = 58 л. Разница в баках не должна превышать 47,5 л. Откройте «Пожарный Кран» 29 на рис. 4 — утопите его до упора. Поверните бензиновый шприц 3 на рис. 7 налево и создайте давлениена входе в карбюратор 0,2 – 0,5 кг/см2. Законтрите шприц в среднем положении. Поставьте ручку газа на одну треть полного хода (в норме соответствует ~ 33% оборотов двигателя).
            Воздушная система
            Откройте кран зарядки воздушной системы — поверните его до упора налево и на четверть оборота направо. Давление в основной и запасной системах можно увидеть на указателе 2 на рис. 4 и 1 на рис. 7. Налево — давление в основной системе, направо — в запасной. В обеих системах давление должно быть 40 – 60 кг/см2.
            Запуск двигателя
        Кнопкой запуска двигателя (кнопкой 1 на рис. 4) вы одновременно открваете клапан воздушного запуска двигателя и включаете катушку зажигания. Нужно второй раз подать команду механику: «От винта!» и, получив от него ответ: «Есть от винта!», включить магнето, повернув переключатель магнето 5 на рис. 4 и 2 на рис. 7 в положение «1+2». Нажмите кнопку запуска двигателя. Держите нажатой в течение 1 – 2 с. Сжатый воздух начнет перемещать поршни т. е. вращать двигатель. В соответствии с фазами цилиндров катушка зажигания и магнето будут подавать на свечи высокое напряжение. Двигатель запустится. Отпустите кнопку внешней раскрутки двигателя: в цилиндры начнет поступать топливо-воздушная смесь.
        Рукояткой газа подправьте обороты двигателя до 30% (генератор не должен включаться). Сразу же после запуска двигателя следует обратить внимание на давление масла на входе в двигатель. Это давление (по указателю 19 на рис. 4 и 4 на рис. 5 внизу справа) через полминуты работы двигателя на 30% оборотов должно достичь 2 кг/см2. Если давление масла не достигнет этого значения, маслонасос признают неисправным и выключают мотор.

          Предстартовая проверка двигателя.
      Прогрейте двигатель до температуры головок цилиндров 120°С и масла на входе в двигатель 40°С на оборотах 30 — 41%. (на «догенераторных» оборотах)
      После достижения температуры головок цилиндров 120°С и масла на входе в двигатель 40°С через увеличение оборотов двигателя включите генератор. Проверьте давление масла. На генераторных оборотах оно должно достичь 4 кг/см2. Если даление меньше — маслонасос признают неисправным, и двигатель выключают.
      Загрузите генератор, включив фару, ПТ-200, авиагоризонт (АГД) и гиромагнитный компас (ГМК-1А). Можно включить и все остальные потребители. Проверьте напряжение в первичной сети. Оно по-прежнему должно быть 24 – 28 В.
      Самолет гарантированно не срывается с тормозов при 70% оборотов двигателя. Добавьте "газу" и проверьте показания приборов. Проверьте работу бензонасоса: при 72% оборотов двигателя давление бензина перед карбюратором должно быть 0,2 – 0,5 кг/см2. При 70% оборотов через регулирование шторок капота и заслонки маслорадиатора добейтесь идеальных температурных показаний: температура масла на входе в двигатель — +50 – +65°С, температура головок цилиндров — +140 – +190°С. Вышеперечисленные идеальные показатели температуры головок цилиндров и масла должны обеспечиваться радиаторами НЕ В КРАЙНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ШТОРОК. Проверьте исправность обоих магнето.
      В полете может потребоваться работа двигателя на малом газу. Проверьте, достигает ли частота вращения вала винта 24% при крайнем положении РУДа «на себя» и РУШа «от себя». Если нет — карбюратор признается неотрегулированным, и лететь нельзя.
      Если самолет Як-18Т стоит в колодках, можно опробовать двигатель и на взлетном режиме (99%) — самолет не соскочит.
      Проверка исправности РПО. В положении РУШа «от себя» до упора РУДом установите 72% оборотов, после чего РУШем — 64%. Перемещая РУД вперед и назад не до упора, убедитесь, что РПО поддерживает заданные обороты.

Двигатель выключайте при крайнем заднем положении ручки газа поворотом переключателя магнето на «0».

  На первую страницу галереи  

Hosted by uCoz