Шасси поднимают и опускают перемещением рукоятки 38 на рис. 1 вверх – вниз. Три красных лампочки в блоке 4 на рис. 3 сигнализируют, что все три ноги подняты, а три зеленых в том же блоке, что все три ноги выпущены и встали на упоры. Кроме того на то, что стойки выпущены, указывают два солдатика на верхней поверхности крыла над основными стойками и еще один (носового колеса) перед левым лобовым стеклом.

            Подогрев воздуха на входе в карбюратор.

        Очень часто даже опытные пилоты долго не замечают того, что уже несколько часов летят в перевернутом положении (вниз головой). Чтобы этого не происходило, самолет оборудован приборами, помогающими летчику ориентироваться в пространстве:
барометрический высотомер 17 на рис.4;
авиагоризонт 13 на рис.4;
радиовысотомер;
гиромагнитный компас 11 на рис.4.
        Авиагоризонт и гиромагнитный компас питаются от ПТ-200.



Рис. 8

          Молитва и ее расшифровка.
        Вы, наверное, смотрели фильм «Экипаж», где перед взлетом по залитой пламенем полосе летчики отчитывались о готовности систем. А знаете ли вы, что этот листик бумажки, на котором перечислены все пункты проверки, называется молитвой, и ее придумал Хуго Юнкерс для своей авиакомпании Люфтганза? В подмосковном аэроклубе «Авиаспорт», где имеет честь состоять автор, тоже придумали молитву для самолета Як-18Т. Обычно ее приклеивают к центральному пульту перед рукоятками управления винтомоторной группой. Рассмотрим поподробнее ее пункты.

        Перед запуском двигателя. Вы находитесь на стоянке. Рядом обязательно стоит механик.
1. Заглушки, чехлы — сняты, на борту. Здесь все ясно.
2. Двери, люки — закрыты, законтрены. Есть высокая вероятность вывалиться из самолета даже при незначительном его кренении. Поэтому двери кабины изнутри закрываются на щеколду, что и надо проверить.
3. Привязные ремни — застегнуты. Без комментариев.
4. Управление самолетом — расстопорено. Еще до того, как залезть в кабину, надо было снять струбцины с элеронов. А в кабине надо проверить плавность хода штурвала и педалей.
5. Напряжение аккумулятора — в норме. Перед тем, как включить аккумулятор, надо подать в форточку команду механику «От винта!» и получить от него ответ «Есть от винта!». После включения аккумулятора его нало немного загрузить, например, приборами двигателя и СПУ и узнать напряжение аккумулятора под нагрузкой, нажав на кнопку вольтметра 21 на рис.  4.  Аккумулятор считается исправным, если создает напряжение 24 — 28 В.

       

6. Сигнальные лампы — горят. Имеются в виду сигналы шасси и группа сигналов 7 на рис.  4. Включите АЗС сигналов шасси. Чтобы проверить эти лампочки, нажмите на соответствующие кнопки на этих щитках.
7. ПК — открыт. Пожарный кран утоплен до упора.
8. Топливо — на борту. Для получаса полета вам понадобится не менее 25 л топлива + 25 л аварийного запаса = 50 л. Разница в баках не должна превышать 47,5 л.
9. Воздух — открыт, давление в норме. Без комментариев.
        Перед выруливанием (со стоянки на рулежную дорожку).
1. Маяк — включен. Без комментариев.
2. Напряжение генератора — в норме. Проверяется под нагрузкой. Как минимум должна быть включена фара. Смотрите на том же вольтметре, что и для аккумуляторной батареи.
3. Показания приборов — в норме. Имеются в виду следующие приборы двигателя при крейсерских оборотах или при 70%: давление и температура масла (4 – 6 кг/см2 и 50 – 65°С), температура головки четвертого цилиндра (140 – 190°С), давление топлива перед карбюратором (0,2 – 0,5 кг/см2), работоспособность обоих магнето и РПО.

       

4. Триммер — нейтрально. В блоке 7 на рис. 4 имеется сигнал «триммер нейтрально». Надо крутить ручку триммера, пока не загорится эта лампочка. В каком положении был триммер и куда надо крутить — вперед или назад — надо было посмотреть еще на улице.
5. АНО (ночью) — включены. Без комментариев.
6. Высотомер — «0» давления аэродрома. Поставьте барометр 17 на рис. 4 на «0». При этом цифры в окошечке должны показывать давление аэродрома в мм рт. ст.
        На рулении.
1. Тормоза — опробованы. При рулении вы обязательно примените тормоза на оба колеса. Это и есть их проверка.
2. ЭУП — проверен, исправен. Второстепенный прибор.
        На предварительном старте. Вы находитесь на рулежной дорожке у полосы.
1. Потребители — включены. Имеются в виду второстепенные приборы.
2. Авиагоризонт — включен. Без комментариев.
3. Щиток — убран. Без комментариев.
4. Управление — проверено. Уже проверяли на стоянке перед запуском двигателя. Второй раз проверять излишне.
5. Показания приборов — в норме. Имеются в виду следующие приборы двигателя при крейсерских оборотах или при 70% оборотов: давление и температура масла (4 – 6 кг/см2 и 50 – 65°С), температура головки четвертого цилиндра (140 – 190°С), давление топлива перед карбюратором (0,2 – 0,5 кг/см2). Работоспособность магнето и РПО второй раз проверять излишне.
6. Жалюзи — проверены. Хорошие показатели температуры головок цилиндров и масла должны обеспечиваться радиаторами не в крайнем положении шторок.
        На исполнительном старте. По-русски говоря, на ВПП.
1. Курсовая система — согласована с МК взлета. Имеется в виду гиромагнитный компас.
2. Обогрев ПВД — проверен. Без комментариев.
        Перед третьим разворотом.
1. Шасси — выпущены. Без комментариев.
2. Воздух — открыт, давление в норме. Без комментариев.
3. Стояночный тормоз — расторможен. Без комментариев.



Старт Як-18Т

  На первую страницу галереи  

Hosted by uCoz