Летно-технические характеристики Як-18Т:
Особенности конструкции не позволяют более 2 минут лететь вверх колесами. Через 2 минуты топливо перестает поступать к мотору из расходного бачка, и мотор глохнет. Также через 2 минуты прекращается смазка двигателя. В норме масло под действием силы тяжести должно стекать на дно картера.
Статическая тяга винта — 550 кг.
Максимальная мощность двигателя в течение 1 минуты — 360 л. с.
Максимальная мощность двигателя в течение 5 минут — 360 л. с.
Максимальная разрешенная скорость в отвесном пикировании — 400 км/ч. (указатель скорости — 12 на рис. 4 и 1 на рис. 5)
Максимальная разрешенная скорость выпуска шасси и посадочного щитка — 200 км/ч.
Максимальная скорость горизонтального полета на взлетном режиме двигателя на высоте 200 м — 295 км/ч.
Скорость сваливания:
123 км/ч на малом газу с убранным посадочным щитком,
97 км/ч на взлетном режиме с выпущенным посадочным щитком.
Аэродинамическое качество — 7.
Потолок — 5,5 км.
Тяговооруженность — 0,33.
Максимальная взлетная масса — 1 650 кг.
Винт вращается налево. Реактивный момент винта ощущается. В левом крене самолет слегка кабрирует, а в правом — пикирует.
Эксплуатационные характеристики Як-18Т:
Цена — 160 к$.
Потребная длина ВПП с зоной отчуждения — 600 м.
Габариты — 11,16 (центроплан 3,12) х 8,36 х 3,24 м.
Грузоподъемность — 438 кг (4 чел. + багаж)
Скорость бокового ветра при посадке — до 70 км/ч.
Запас топлива — 190 л высокооктанового бензина.
Аварийный запас топлива — 23 л (входит в предыдущие 190 л).
Скорость полета при наивыгоднейшей работе двигателя — 180 км/ч.
Наивыгоднейшая высота полета над уровнем моря — 200 м.
Продолжительность полета на наивыгоднейшем режиме — 3 часа 05 мин. Легко подсчитать, что за это время Вы улетите на 550 км.
Потребление топлива на наивыгоднейшем режиме — 25 л / (100 л. с. х 1 ч. работы двигателя)
Время набора высоты 4 км — 35 мин.
«Анатомия»
Конструкция и силовые элементы
Основу самолета составляет неразъемное соединение фюзеляжа и весьма широкого центроплана (3,12 м). Спереди к этому соединению прикрепляется моторама, с боков — консоли крыла, сзади — оперение. К мотораме прикреплен двигатель. Все, что крепится к мотораме, прикрывается капотом.
Замечание. Самолет собирали из того, что было. Поэтому некоторые одинаковые элементы конструкции выполняют разные функции. Легко заметить, что одинаковы рукоятки выпуска шасси, выпуска посадочного щитка, управления створками капота и заслонкой маслорадиатора
Аэродинамические плоскости управления
Самолет Як-18Т имеет следующие аэродинамические плоскости управления:
1 — руль высоты с двумя триммерами;
2 — элероны;
3 — руль направления;
4 — посадочный щиток.
Руль высоты и элероны отклоняют штурвалом (42 на рис. 4): движением штурвала на себя создают кабрирование, от себя — пикирование. Поворотом штурвала влево создают левый крен, поворотом вправо — правый крен. Рукоятка триммера руля высоты показана на рис. 6 под номером 2. На приборной доске в группе 7 на рис. 4 имеется указатель нейтрального положения триммера 6 на рис. 7, связанный с концевым выключателем. Перемещая рукоятку управления триммером снизу вперед, опускают триммер и, таким образом, поднимают руль высоты.
Руль направления отклоняют педалями (43 на рис. 4). Нажимая на левую педаль поворачивают руль направления влево, а нажимая правую педаль — вправо. У педалей большой ход — более 30 см. Это неудобно. У меня полностью вытянутый штурвал при крене вправо и повороте направо всегда упирается в правое колено.
Максимально допустимая скорость для выпуска щитка и шасси — 200 км/ч.
Посадочный щиток выпускают перемещением рукоятки 1 на рис. 5 до упора вниз.
Электрическая система
Имеются пять источников электрического тока: батарея, генератор, два магнето и термопара на головке 4-го цилиндра.
На самолета имеются пять систем электроснабжения:
Первая система — система постоянного тока напряжением около 24 — 29 В. Источников два — аккумуляторная батарея и генератор. Между батареей и генератором находится компаратор (сравниватель), который снимает напряжение с батареи и генератора. Когда напряжение на генераторе превышает напряжение на батарее, этот компаратор выключает батарею и включает генератор. Обычно генератор включается, когда обороты коленвала достигнут 42%. Имеется специальная лампа «отказ генератора» 4 на рис. 7. Она означает не поломку генератора, а только его выключение. Она загорается, когда компаратор выключает генератор. Эта система может питаться от аэродромного источника питания, который можно воткнуть в разъем в правом боку самолета.
Вторая система — переменного однофазного тока напряжением 115 В и частотой 400 Гц. Источник — преобразователь тока ПО-250А (преобразоатель однофазный). Этот преобразователь включается через свой АЗС (автомат защиты сети, по-простому — пробку). ПО-250А питает радиокомпас АРК-9, радивысотомер РВ-5 и приемник МРП системы «Ось-1».
Третья система — переменного трехфазного тока напряжением 36 В и частотой 400 Гц. Источник — преобразователь тока ПТ-200 (преобразователь трехфазный). Этот преобразователь также включается через свой АЗС. ПТ-200 питает авиагоризонт АГД-1К, гиромагнитный компас ГМК-1А и радиокомпас АРК-15.
Основной потребитель электроэнергии — фара. Поэтому ее не включают, если питание приборов идет только от аккумулятора. На втором месте авиагоризонт, на третьем — гиромагнитный компас.
Четвертая система — зажигание. Два магнето двигателя вырабатывают электрический ток для свечей цилиндров двигателя. К задней крышке картера двигателя М-14 и М-14П прикреплены два магнето — левый магнето №1 и правый №2 (это лишне). По одному на все 9 цилиндров. Левое магнето питает все передние свечи, правое — все задние. Переключателем зажигания можно:
1 — выключить оба магнето (положение 0);
2 — включить левое магнето (положение 1);
3 — выключить левое магнето, а правое включить (положение 2);
4 — включить оба магнето (положение 1+2). В полете оставьте 1+2.
Пятая система имеет источником термопару на головке 4-го цилиндра. При отказе всех электрических систем работает датчик температуры головки 4-го цилиндра, так как питается от термопары на этой головке.
Топливная система
Топливо находится в левом и правом баках консолей крыла. Из основных баков топливо поступает в расходный бачок в середине центроплана, далее через т. н. «Пожарный Кран» в прикрепленный к двигателю топливный насос, от него в карбюратор, от карбюратора топливо-воздушная смесь поступает в центробежный нагнетатель, вмонтированнный в задний картер двигателя. Перед рукояткой заслонки маслорадиатора находится переключатель, с помощью которого можно узнать о суммарном количестве топлива и в каждом баке отдельно. Смотрите на датчике 26 на рис. 4. Верхняя шкала — суммарно, нижняя — в одном выбранном баке. Топливо допускается до бензонасоса, если открыть «Пожарный Кран» 29 на рис. 4 — утопить его до упора.
Воздушная система
Две воздушные системы Як-18Т достаточно протяженны и сложны. Посредством основной системы запускают двигатель, выпускают / убирают посадочный щиток и шасси и передвигают тормозные колодки на основных стойках шасси. Запасная воздушная система выполняет все функции основной системы за исключением запуска двигателя. Емкость баллона основной воздушной системы – 12 л, аварийной – 3 л. Между баллоном и трубками основной системы находится кран 32 на рис. 4. Этот кран называется «зарядка сети».На стоянке этот кран должен быть закрыт — повернут до упора направо. Между баллоном и трубками запасной системы находится аналогичный кран, который называется «аварийный выпуск шасси» (31 на рис. 4). В полете баллоны основной и запасной воздушной системы подкачиваются от прикрепленного к картеру двигателя компрессора АК-50Т.
Перед включением двигателя надо открыть кран основной системы — повернуть до упора налево и на четверть оборота направо. Для запуска двигателя имеется прикрепленный к двигателю распределитель, который подает воздух только в те цилиндры, которые находятся в фазе расширения.
Подсчитаем количество отверстий в каждом цилиндре М-14 и М-14П:
1 — для впускающего клапана;
2 — для выпускающего клапана;
3 — для первой свечи зажигания;
4 — для второй свечи зажигания;
5 — для клапана системы воздушного пуска. Итого, пять.
Давление в основной и запасной системах можно увидеть на указателе 2 на рис. 4 и 1 на рис. 7. Налево — давление в основной системе, направо — в запасной. В обеих системах давление должно быть 40 – 60 кг/см2.
Перемещением ручки 14 на рис. 4 к штурвалу 42 на рис. 4 при нейтральном положении педалей 43 на рис. 4 затормаживаются оба основных колеса. Если левую педаль переместить более, чем на половину ее хода, включится только левый тормоз, если переместить правую — только правый.
|